Деятельность неправительственных организаций конфликт


Деятельность неправительственных организаций конфликт

Исходя из этой программной установки, Социнтерн стремится способствовать решению глобальных общечеловеческих проблем и разрешению конфликтных ситуаций.

Делегации Социнтерна не раз принимали участие в переговорах по урегулированию внутренних и международных конфликтов, выполняли посреднические функции. В рамках Социнтерна создаются комиссии, вырабатывающие предложения по выходу из той или иной сложной конфликтной ситуации. В последние десятилетия Социнтерн уделял немало внимания предупреждению конфликтов в странах третьего мира, помогая решать проблемы преодоления бедности и отсталости этих стран, перестройки международных экономических отношений.

У Социалистического Интернационала есть возможность и прямо воздействовать на политические и экономические процессы в тех или иных странах через деятельность партий, в него входящих.

Деятельность неправительственных организаций в условиях конфликта

В течение следующих 40 лет, по мере того как на­селение мира может приблизиться к 9 млрд человек и из-за последствий глобального потепления, борьба за ресурсы и со­циальная дестабилизация, по всей видимости, лишь усилятся. Прогнозы, согласно которым в ближайшие годы мир достигнет точки «пика добычи нефти», поднимают вопросы о поиске новых резервов, глубоководном бурении, коммерциализации методов добычи нефти и сланцевого газа.

Сфера международных права и международных отноше­ний естественным образом не осталась в стороне от феномена конфликта. Их участниками сначала становились города-поли­сы, затем — целые страны и, наконец, блоки государств.
После окончания Второй мировой войны международное сообщество пришло к осознанию необходимости стремиться к тому, чтобы как можно большее число конфликтов было урегулировано мирными политическими и правовыми средствами.


Вниманиеattention
Как правило, речь идет о небольших организациях и даже одиночках, которые обладают бесстрашием и особым умением договариваться с людьми. Их работа заключается в освобождении пленных и заложников, проведении переговоров на локальных участках противостояния, попытках восстановления диалога между ответственными за принятие решений лицами. В 1992-94 годах в Абхазии освобождением заложников, обменом пленными и телами погибших занимался удивительный человек Паата Захариешвили.

Под обстрелом, через заминированные полосы он проходил с одной стороны на другую, чтобы договориться об обменах, о перезахоронении убитых, чтобы привести родителям доказательство порой горькой, но определенной правды о судьбах их воюющих сыновей. Без оружия он множество раз побывал на передовой, за что люди в погонах получали звания генералов и награды.
Нобелевской премией.

В начале 1990-х годов активность ООН в области урегулирования и предотвращения открытых форм проявления конфликтов усилилась, а численность ее миссий по поддержанию мИра возросла (рис. 9.3). В 1992 г. Бутрос Гали, будучи Генеральным секретарем ООН, предложил развернутую <<Повестку дня для мира» (англ.: Agendafor Реасе), в которой подробно изложены различные процедуры мирного урегулирования и предотвращения конфликтов. В целом во второй половине 1990-х, а также в начале 2000-х годов ООН уделяла миротворческим проблемам большое внимание.
За деятельность в этой области ООН и ее Генеральному секретарю Кофи Аннану бьша вручена Нобелевская премия мира 2001 г. урегулировании конфликтных ситуаций, осуществляет т.н.


Кроме того, в урегулировании конфликтов принимают участие неправительственные организации, отдельные лица (например, бывшие политические деятели, известные писатели, ученые). Данная практика неофициальной дипломатии получила название <<второе направление дипломатии (англ.: Track-11 Diploтacy). Такое множественное воздействие отвечает современным реалиям —

многоплановости конфликтов, множественности и разнородности их участников, а также общей тенденции, связанной с активизацией негосударственных акторов.
Известно, что на разные структуры конфликта требуется различное воздействие, причем по многим каналам: на неофициальных его участников часто более эффективно воздействие неофициальных, на официальных акторов, как правило, -официальных посредников.Деятельность неправительственных организаций в условиях конфликта может быть крайне разнообразной.

Члены организации работают в стационарных медицинских учреждениях, организуют массовую вакцинацию населения и другие профилактические мероприятия, участвуют в доставке и распределении гуманитарной помощи. В последние 15 лет «Врачи без границ» работали в таких конфликтных зонах, как Афганистан, Босния и Герцеговина, Чечня, Косово, Бурунди. Кроме оказания медицинской и гуманитарной помощи жертвам конфликтов «Врачи без границ» стремятся влиять на общественное мнение, освещая в средствах массовой информации события в зонах конфликтов, воздействовать на правительства государств и руководство международных организаций для улучшения положения с осуществлением прав человека и решением гуманитарных проблем на территориях, охваченных внутренними и международными конфликтами.

Широко известна международная неправительственная организация, основанная в 1961 г. английским юристом П.

Ими являются:

1) превентивная дипломатия, поскольку НПО знакомы с по­ложением на местах и имеют возможность обратить внимание правительств на опасность зарождающихся кризисов и возни­кающих конфликтов;

2) миротворчество, когда НПО могут оказывать гуманитар­ную и социальную помощь в опасных и сложных условиях;

3) постконфликтное миростроительство, когда НПО могут помочь правительству и населению обрести уверенность в себе и ресурсы для построения долгосрочного мира.

Важнейшая роль НПО в предотвращении конфликтов была признана различными международными экспертами. Так, в частности, Комиссией глобального управления в докладе «Наш дом — Земля» осмысляются опыт и проблемы глобаль­ного управления и признается, что «формальные, межправи­тельственные механизмы могут быть лишь частью большей, развивающейся и более динамичной мозаики».

При этом под урегулированием конфликтов такими способами обычно понимаются «любые действия, направленные на предотвра­щение или прекращение вооруженной борьбы и разрешение противоречий мирным способом».

В итоге, в ст. 33 главы VI Устава Организации Объеди­ненных Наций «Мирное разрешение споров» появилась запись, которая гласит, что «стороны, участвующие в лю­бом споре, продолжение которого могло бы угрожать под­держанию международного мира и безопасности, прежде всего, должны стараться разрешить спор путем перегово­ров, обследования, посредничества, применения арбитра­жа, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средства­ми по своему выбору».

Важноimportant
Один из принципов такой работы, как впрочем и полноценного мониторинга, — не смотреть на конфликт с одной стороны. Долгое присутствие на одной стороне поневоле вызывает идентификацию с нею и ее позицией. Это явление нередко можно отметить, обсуждая возможности работы в регионе с послами иностранных государств, которые подчас настроены более радикально, чем местные власти, лучше понимающие своего противника.

Находясь на одной из сторон, посредник, напротив, должен в какой-то мере чувствовать себя представителем противоположной стороны и отстаивать ее интересы. Никогда, не при каких обстоятельствах он не должен подливать масла в огонь и резко критиковать одних перед другими. Такая позиция не слишком удобна, часто вызывает неудовлетворенность участников конфликта и критику с их стороны.
Они затрагивают глубинные ценностные и эмоциональные структуры участников, поэтому, как правило, требуют длительного времени для примирения.

Несмотря на то что развернута и реализуется программа мониторинга ООН за возможными взрывоопасными зонами, четких критериев, по

которым можно было бы прогнозировать, когда и где возникнет, а также в какой форме проявится очередной конфликт, не суrnествует.

Важным в практике урегулирования конфликтов 1990-2000 гг. Стало и то, что к этому процессу одновременно подключаются множество участников. В традиционной дипломатии урегулированием конфликтов занимаются государства и межправительственные организации-так называемое первое направление дипломатии (англ.: Track-1 Diploтacy), или официальная дипломатия.

Из сказанного понятно, что далеко не всегда осмыслена апелляция к общественному мнению внутри страны. Аналитические материалы и свидетельства очевидцев направляются в органы власти и международные структуры, которые имеют механизмы влияния на руководство противоборствующих сторон. Если в 90-е годы правозащитные организации ограничивались мониторингом нарушений прав человека и обращениями к мировому сообществу, государственным и международным структурам, то в последние годы развилась сеть организаций, оказывающих непосредственную правовую помощь, в том числе на сколько это возможно в “горячих точках”.
Обращения в органы прокуратуры, привлечение судебной системы приносят свои результаты. Они далеки от абсолютных, однако есть немало случаев успешной судебной защиты жертв сфальсифицированных обвинений, освобождения задержанных, отмены отказов в регистрации по месту жительства и пребывания.
Организация проводит «превентивную гуманитарную дипломатию», которая состоит в глубоком анализе ситуаций, складывающихся в соответствующих регионах, создании ор­ганизационных структур на местах, привлечении внимания правительств, властей и гражданского общества к их обязанно­стям в соответствии с международным гуманитарным правом, повышении возможностей местных партнеров и организации систем раннего предупреждения конфликтов.

Кроме того, МККК, пользуясь преимуществами своего ней­трального статуса в урегулировании конфликта, может пред­ложить и так называемые добрые услуги противоборствующим сторонам, которые могут, например, заключаться в установле­нии перемирия или же в создании специальных санитарных и безопасных зон.

Деятельность МККК не ограничивается только оператив­ной деятельностью непосредственно на местах ведения боевых действий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *